новости 2023
Слеза Ростова-на-Дону
2 февраля.2022 г.
Ссылка на источник: http://www.vestnikstroy.ru/articles/aktualno/sleza-rostova-na-donu/
Судьба Ростова-на-Дону, «рожденного от Богатого колодезя», неразрывно связана с родниками. Ростовчане обязаны родниковой воде своим существованием и обязаны вернуть Природе этот долг чуткой заботой о водных источниках. Пока власти раздумывают, как именно это сделать, общественники ищут конкретные пути для возвращения долга.
Вода и мир. Как известно, тело человека на 70% состоит из воды. Его мозг — на 40%. Без воды в средних широтах человек способен прожить от 10 до 14 суток, животное — 5-6 дней. Из воды вышло все живое, без нее оно погибнет.
Человек издревле селился у воды. У морей, рек, озер, ручьев, ключей. Наличие источников чистой свежей воды было непременным условием возникновения жилых поселений, поддержания жизни людей и домашнего скота.
Город Ростова-на-Дону во многом обязан своим появлением именно наличию многочисленных ключей и родников. Хорошей водой он спасался, от плохой получал трагические холерные поветрия. Еще в XVII веке у слияния Дона с Темерником, по свидетельству очевидцев, с известнякового склона правобережья били десятки родников. Это объяснялось геологическим строением берега с обилием водоупорных горизонтов. В верхних частях выходы подземных вод были связаны с нижнечетвертичными — современными отложениями, в нижней — с комплексом неогеновых сарматских отложений.
У одного из источников, по распространенной городской легенде, в 1696 году во время Второго Азовского похода остановился 23-летний Петр Первый и, испив чару прохладной водицы, заметил: «Богатый колодезь!» После чего в одноименном урочище появилось рыбацкое поселение, а еще через полвека сразу над здешними кручами — крепость Святого Димитрия Ростовского, от которой была проложена прямая дорога до этого полноводного родника с сильным водным дебетом.
Исследовавший окрестности крепости академик Санкт-Петербургской академии наук Иоганн Антон Гидьденштедт в августе 1773 года писал: «На холме, спускающемся к северному берегу Дона, на высоте от 2 до 15 сажень, выступают слои известняка, который есть не что иное, как ракушечные слежки, в которых попадается белый, частью желтоватый песок. Из этих выступающих на возвышенности каменных залежей бьют в разных местах ключи, самый сильный из них находится посредине возвышенности на южной стороне крепости, в нескольких саженях ниже ее. Благодаря ему это место и было выбрано для постройки крепости. Он бьет из-под известняка, состоящего из ракушечных слежек струей в 6 дюймов в диаметре и называется Богатым колодцем. Воду его жители крепости употребляют как для приготовления пищи, так и для питья. Она очень чиста и свежа».
Последняя фраза — ключевая для понимания роли здешних родников в жизни населения. Чистая и свежая вода во времена, когда холерные поветрия чуть ли не ежегодно навещали донские станицы, унося в могилу тысячи жителей, была залогом стабильной и прочной жизни на этих берегах. За тогдашним неимением водопровода требовалось тщательно оберегать родники и ключи, заботиться об их благоустройстве и удобстве забора воды.
Со временем правобережные склоны застраивались, Ростов карабкался вверх от Дона, погребая под очередными строениями животворящие струи. Родники уходили вглубь, искали себе другие выходы на поверхность.
Изворотливое купечество находило для них оригинальную сферу применения. Городской инженер Ростова Владимир Якунин при разработке проекта самого большого на улице Береговой «зубчатого» зернового склада купца Петра Максимова применил оригинальную технологию использования родниковых вод для системы охлаждения огромного двухэтажного здания. После устройства водоотводных каналов вдоль склона холма для осушения строительной площадки под здание у верхнего яруса северной стены была проложена трехметровая проходная галерея с выходами по торцам корпуса. Высота позволяла прогонять больший объем сухого воздуха, охлаждаемого протекающими за наружной стеной родниками. В журнале Ростовской городской думы это описывалось так: «Труба сделана вокруг магазинов, для осушения их, по ней сильная тяга воздуха сушит хорошо стены. Устроена она под тротуаром, заделана кирпичным сводом, засыпана землею и сверху сделана мостовая или тротуар».
Вертикальные воздуховодные каналы при строительстве были проложены в верхней проходной галерее, а в нижней — на уровне арок. Сплит-система XIX века охлаждала зерно, подверженное при долгом хранении и при излишней влажности росту температуры и самовозгоранию.
Таким образом, ростовские родники долгие годы исправно работали и на местный бизнес.
И еще одна важнейшая функция родников — ручьи, родники и ключи питали правый приток Дона реку Темерник, несущую свои воды более чем за 30 км до устья. Благодаря им когда-то Темерник был столь полноводен, что в своем эстуарии вмещал и верфи, и эллинги, и весь петровский галерный флот. Засыпка и тампонирование водных источников при масштабной городской застройке привела к тому, что течение реки снизилось, ее уровень упал. Темерник стал зарастать камышом, заболачиваться, превращаться в зловонную городскую клоаку. Без открытия и очистки родников реабилитация легендарной ростовской реки невозможна.
Спасательный круг родникам. Сегодня родники Ростова-на-Дону находятся в плачевном состоянии. По официальным данным мэрии донской столицы, их всего 32, по данным экологов — 58, по материалам различных туристических сообществ аж 117 и еще порядка 50 отмечены по области. Даже уже известные родники, попав в зону застройки, превращаются в частные бани, купели. А то и «передавливаются» фундаментами или заваливаются мусором, пробивая себе выход наружу уже совсем в другом месте. Иными словами, точного количества не знает никто. Еще меньше из них облагорожены — лишь те, которым повышенное внимание уделяет православная церковь, которые считаются «святыми» и целебными, в которых устраивают крещенское купание. Многие расположены на частной территории и эксплуатируются как личная собственность хозяев. Хотя, согласно пункта 1 статьи 8-й Водного кодекса РФ, все водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. Родник же — поверхностный водный объект, у которого не определена береговая полоса и также находится в федеральной собственности по статье 25-й ВК РФ.
Все вроде бы очевидно. Хозяин у ростовских родников есть, но самого хозяйства за неимением четких географических координат и нормативных актов о собственности каждого из них официально не существует.
За исправление ситуации и настоящий розыск забытых-заброшенных ростовских родников взялись местные активисты-экологи и волонтеры. Как рассказал член Общественного совета Первомайского района Ростова и координатор международного экологического проекта «Сделаем!» по Ростовской области Владимир Гиро, «дело в том, что у нас даже нет картотеки родников, большинство из них никто не контролирует и никто за них не отвечает. Ежегодно Роспотребнадзор берет пробы только в 13 родниках, самых популярных. На его сайте хоть и вывешивается отчет о результатах исследований, но без подробного цифрового указания замеров и нормативов... Сегодня в Ростове нет никакой целенаправленной программы по очистке родников и рек. Возможно, когда-то удастся убедить власти создать график по регулярной очистке рек и родников, чтобы потом не пришлось вкладывать в каждую реку миллионы».
Инициаторы проведения субботников в Ростове не раз попадали в ситуацию, когда, очистив местность, обнаруживали, что на освободившейся территории начинает бить родник, не отмеченный ни на одной схеме.
Экоактивисты начали с создания карты родников. Связались с профессиональными сообществами, экологами, гидрологами, специалистами по «святым источникам», курируемым РПЦ. Был составлен предварительный план источников донской столицы и некоторых родников за ее пределами. Однако и здесь возникли сложности в ориентировании их на местности, с установлением точных координат.
«Мы хотим создать формат экспедиции, — говорит Владимир Гиро. — Организовать поисковые походы с школьниками, чтобы сами дети разыскивали и наносили на карту родники. В Ростове порядка 100 школ, каждая могла бы установить «опеку» над конкретным родником. GPS-координаты с телефоном можно определять достаточно просто, обязательно сфотографировать источник и указать время. Это, с одной стороны, будет помогать в нашей работе, с другой, учить детей любить свой край, охранять и беречь свою природу. Чувствовать сопричастность в нужной и полезной работе».
Человек и родник. Тем не менее создать «поверхностный» план водных источников мало. Необходима помощь и от научных кругов в проведении столь специфической работы. Сотрудничество экологов с гидрологами могло бы помочь определить водоносные слои и создать карту водоохранных зон. Сделать замеры температуры воды, ее химический состав, степень токсичности. Ведь только ученые владеют гидрохимическим, санитарно-гигиеническим, биотестированным, биоиндикационным и другими методами определения качества родниковых вод.
К примеру, еще в 2013 году заведующая лабораторией промышленных микроорганизмов ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», НИИ биологии Марина Сазыкина писала: «Результаты бактериологического анализа и анализа на генотоксичность свидетельствуют о том, что вода всех исследованных родников г. Ростов-на-Дону, за исключением источника «Сурб-Хач», не соответствует требованиям по санитарно-химическим показателям».
В 2014 году исследователь Мария Журавлева после исследования таких родников, как «Парамоновские склады», «Первомайский», «Гремучий», «Ботанический сад», «Всесоюзная», «Святой источник», в своей научной работе «Комплексная оценка экологического состояния родников г. Ростова-на-Дону» сделала такой вывод: «Комплексная оценка родниковой воды г. Ростова-на-Дону объективно демонстрирует значительный экологический вред и доказывает необходимость проведения цитогенетического мониторинга всех источников питьевого водоснабжения мегаполиса».
То есть оздоровлением и реабилитацией родников донской столицы необходимо всерьез заниматься не только общественникам.
Усилия экологов могут иметь и вполне прикладное значение. Результаты их работы должны быть востребованы в первую очередь местными администрациями и ЖКХ, собирающими данные о несанкционированных свалках, незаконных строениях, неучтенных источниках водоснабжения.
«Не существует законодательного акта, который бы регламентировал полномочия Минприроды РФ по охране и заботе о родниках, у этого ведомства просто нет программного обеспечения, специалистов, — заметил Владимир Гиро. — Чиновники не будут заниматься этой проблемой, пока им не предоставят необходимых нормативных документов. Нужно либо распоряжение сверху, либо мощная инициатива снизу».
Инициаторы проекта «Родники Ростова» хотят не просто создать бесплатное интернет-приложение, которое было бы доступно всем желающим, но и предложить властям заняться благоустройством водных источников.
По словам заместителя министра природных ресурсов и экологии Ростовской области Натальи Ковтун, «в части благоустройства 131-м постановлением правительства определено: муниципальные образования на территории, которая в их подведомстве, должны обеспечить благоустройство в том числе и родников. Государственный водный реестр — это существенный документ, который в большей степени обеспечивает защиту водного объекта. Я бы хотела подчеркнуть особую роль в решении этого вопроса общественности».
Но для начала нужно хотя бы создать совместную рабочую группу для разработки необходимых нормативных документов по исследованию и защите родников не только донской столицы, но и региона в целом. Определить само понятие «родник», создать их перечень, реестр, паспорт родника, понять их дебет. Вынести эти нормативные документы на обсуждение Общественной палаты Ростова и области, подключить к работе депутатов различных уровней, после чего выходить с законодательной инициативой в высшие инстанции.
К примеру, в Крыму с его острейшей проблемой дефицита воды аналогичные нормативные документы с помощью общественности удалось создать.
«В пределах городской черты Ростова-на-Дону достаточно много родников, выходящих из слоев известняковой толщи, — уверен геолог Владимир Барсуков, в свое время налаживающий водное хозяйство Республики Сирия. — В условиях тотального загрязнения поверхностных вод, экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций обилие родников могло бы стать альтернативным источником питьевого водоснабжения даже для такого мегаполиса, как донская столица. Родниковая вода из экологически чистого проверенного источника практически не нуждается в очистке: добираясь из недр до поверхности земли и проходя через песок и гравий, она подвергается естественной очистке. Но для этого потребуется провести самые тщательные лабораторные исследования самого источника, организовать его цивилизованное функционирование и охрану, предотвратить попадание поверхностных грязных вод в водоносные горизонты».
Почему бы в Ростове-на-Дону собственные родники не сделать достоянием города, его фишкой, конкурентным преимуществом, элементом фольклора, частью экскурсионного маршрута?!