о подобных проектах
Сохранить Полесье, малоизвестную Амазонию Европы
30 ноября 2021 года
Пока мы пытаемся спасти городскую реку, в Европе планируют построить канал, который может навсегда изменить её экологию.
Предлагаемый вашему вниманию материал опубликован в марте 2020 года, и за это время уже начались работы по его реализации. Тем не менее, экологи продолжают бороться с его строительством.
Оригинал материала по ссылке в «Гардиан»
Предлагаемый вашему вниманию материал опубликован в марте 2020 года, и за это время уже начались работы по его реализации. Тем не менее, экологи продолжают бороться с его строительством.
Оригинал материала по ссылке в «Гардиан»
Предполагаемый канал, связывающий Черное и Балтийское моря, породил страхи катастрофической потери биоразнообразия и возродил призрак Чернобыля.
Берега Припяти покрыты лесом. В хрустящий зимний полдень, с огромным небом над головой и настом под ногами, весь лес иссечен следами зайцев, оленей и волков. Это юго-восточная оконечность Беларуси, место сонных деревушек с богатыми традициями, где люди вешают к потолку рождественскую елку вниз верхушкой и на десерт после обеда едят сырое сало. Также это часть Полесья, самой большой части дикой природы Европы. Площадью в 18 млн гектаров, оно находится на территории Польши, Беларуси, Украины и России. Весной эта земля превращается в цветущий лабиринт огромных трясин и болот, обеспечивающих пропитание больших популяций волков, бизонов, рысей и полутора миллионам перелетных птиц. Полесье, за его биоразнообразие, часто называют европейской Амазонией. Но в отличие от своего бразильского кузена, этот регион больше известен не своей природой, а более зловещим явлением. В апреле 1986 года эта забытая часть СССР была на страницах всех мировых газет после взрыва 4-го реактора Чернобыльской АЭС. Выброс радиации накрыл своей тенью Беларусь, которая поглотила 70% радиоактивных частиц, сделав этот регион одним из самых зараженных мест на Земле. Теперь на этих людей может обрушиться еще одна катастрофа — строительство канала Е40 протяженностью 2 тысячи километров, который свяжет Черное и Балтийское море. Это будет внутриконтинентальный водный путь, прорезающий Полесье и включающий в себя участок дноуглубления в зоне отчуждения Чернобыля. Эксперты считают, что это не только уничтожит богатые экосистемы, но также взбаламутит радиоактивные осадки, аккумулированные на дне реки. А это уже потенциальная угроза отравления питьевой воды для миллионов человек.
Работы по дноуглублению должны начаться в ближайшее время. (Этот материал был опубликован в марте 2020 г. Работы по дноуглублению Припяти были проведены летом и осенью 2020 г., экоактивисты требовали в суде наказать их исполнителя за нарушение природоохранного законодательства Украины. Однако, суд не нашел в действиях подрядчика нарушений. Прим. переводчика). Экоактивисты считают, что технико-экономическое обоснование проекта было «быстрым и грязным», и не учитывало потенциальные катастрофические потери биоразнообразия, радиоактивное отравление питьевой воды или выброс в атмосферу углекислоты за счет осушения торфяников.
— Мы называем Е40 смертью Полесья. Этот канал полностью убьёт юг страны, — говорит Александр Винчевский, основатель «АПБ — жизнь птиц — Беларусь», крупнейшей экологической НКО Беларуси. Очень мало людей знает, что у нас есть собственная мини-Амазония в Европе, и ей сейчас угрожает строительство канала, о котором вообще никто ничего не слышал.
Амбиции связать Балтийское и Черное море восходят к античным временам. Еще древние греки знали об этом регионе, и считали его морем, по которому викинги ходили в набеги на Константинополь.
Маленькие суда уже могут проходить по шлюзам, имеющимся на маршруте. Однако реки должны быть значительно расширены, необходимо строительство ГТС, которые позволят проходить судам длиной до 80 метров. Также по всему каналу должна быть сделана минимальная глубина 2,5 метра. Предполагается, что ежегодно будет перевозиться до 7 млн тонн грузов, в основном нефть, удобрения и лес.
Е40 будет начинаться в польском Гданьске и заканчиваться в украинском Херсоне, задействуя по пути пять рек — Висла, Буг, Пина, Припять и Днепр. В своей самой близкой к Чернобыльской АЭС точке канал будет проходить в 2,5 км от 4-го реактора, потенциально отравляя водохранилище ниже по течению. А из него производится водозабор для 2,8 млн жителей Киева.
Строительство Е40 лоббирует коалиция организаций и министерств Беларуси, Украины и Польши, возглавляемая Республиканским унитарным предприятием развития и строительства «Днепр — Буг». Им противостоит союз экологических организаций из «АПБ — жизнь птиц — Беларусь», Франкфуртского зоологического общества (ФЗО) и Национального экологического центра Украины (НЭЦУ).
Берега Припяти покрыты лесом. В хрустящий зимний полдень, с огромным небом над головой и настом под ногами, весь лес иссечен следами зайцев, оленей и волков. Это юго-восточная оконечность Беларуси, место сонных деревушек с богатыми традициями, где люди вешают к потолку рождественскую елку вниз верхушкой и на десерт после обеда едят сырое сало. Также это часть Полесья, самой большой части дикой природы Европы. Площадью в 18 млн гектаров, оно находится на территории Польши, Беларуси, Украины и России. Весной эта земля превращается в цветущий лабиринт огромных трясин и болот, обеспечивающих пропитание больших популяций волков, бизонов, рысей и полутора миллионам перелетных птиц. Полесье, за его биоразнообразие, часто называют европейской Амазонией. Но в отличие от своего бразильского кузена, этот регион больше известен не своей природой, а более зловещим явлением. В апреле 1986 года эта забытая часть СССР была на страницах всех мировых газет после взрыва 4-го реактора Чернобыльской АЭС. Выброс радиации накрыл своей тенью Беларусь, которая поглотила 70% радиоактивных частиц, сделав этот регион одним из самых зараженных мест на Земле. Теперь на этих людей может обрушиться еще одна катастрофа — строительство канала Е40 протяженностью 2 тысячи километров, который свяжет Черное и Балтийское море. Это будет внутриконтинентальный водный путь, прорезающий Полесье и включающий в себя участок дноуглубления в зоне отчуждения Чернобыля. Эксперты считают, что это не только уничтожит богатые экосистемы, но также взбаламутит радиоактивные осадки, аккумулированные на дне реки. А это уже потенциальная угроза отравления питьевой воды для миллионов человек.
Работы по дноуглублению должны начаться в ближайшее время. (Этот материал был опубликован в марте 2020 г. Работы по дноуглублению Припяти были проведены летом и осенью 2020 г., экоактивисты требовали в суде наказать их исполнителя за нарушение природоохранного законодательства Украины. Однако, суд не нашел в действиях подрядчика нарушений. Прим. переводчика). Экоактивисты считают, что технико-экономическое обоснование проекта было «быстрым и грязным», и не учитывало потенциальные катастрофические потери биоразнообразия, радиоактивное отравление питьевой воды или выброс в атмосферу углекислоты за счет осушения торфяников.
— Мы называем Е40 смертью Полесья. Этот канал полностью убьёт юг страны, — говорит Александр Винчевский, основатель «АПБ — жизнь птиц — Беларусь», крупнейшей экологической НКО Беларуси. Очень мало людей знает, что у нас есть собственная мини-Амазония в Европе, и ей сейчас угрожает строительство канала, о котором вообще никто ничего не слышал.
Амбиции связать Балтийское и Черное море восходят к античным временам. Еще древние греки знали об этом регионе, и считали его морем, по которому викинги ходили в набеги на Константинополь.
Маленькие суда уже могут проходить по шлюзам, имеющимся на маршруте. Однако реки должны быть значительно расширены, необходимо строительство ГТС, которые позволят проходить судам длиной до 80 метров. Также по всему каналу должна быть сделана минимальная глубина 2,5 метра. Предполагается, что ежегодно будет перевозиться до 7 млн тонн грузов, в основном нефть, удобрения и лес.
Е40 будет начинаться в польском Гданьске и заканчиваться в украинском Херсоне, задействуя по пути пять рек — Висла, Буг, Пина, Припять и Днепр. В своей самой близкой к Чернобыльской АЭС точке канал будет проходить в 2,5 км от 4-го реактора, потенциально отравляя водохранилище ниже по течению. А из него производится водозабор для 2,8 млн жителей Киева.
Строительство Е40 лоббирует коалиция организаций и министерств Беларуси, Украины и Польши, возглавляемая Республиканским унитарным предприятием развития и строительства «Днепр — Буг». Им противостоит союз экологических организаций из «АПБ — жизнь птиц — Беларусь», Франкфуртского зоологического общества (ФЗО) и Национального экологического центра Украины (НЭЦУ).
Одна из самых чистых рек Европы
Припять одна из самых наименее загаженных рек Европы и интегральная часть биоразнообразия Полесья. Более 90% всех птиц Беларуси обитает в Полесье, которое занимает треть юга страны. Здесь также огромное количество уникальных экосистем, включая пойменные дубовые рощи и леса черной ольхи. Канал нанесет прямой ущерб 12 международным заповедникам, в которых живет множество редких видов. НКО «Жизнь птиц» считает, что 75% мировой популяции пеночек-весничек находится под угрозой из-за Е40.
Средне-Припятский заповедник занимает 120 км реки и изначально спроектирован, чтобы защитить самую большую речную пойму Европы. Только на этом участке зарегистрировано 182 вида птиц, многие из которых стремительно теряют ареал обитания в других местах планеты.
Один из городов на территории заповедника, Туров, имеет тысячелетнюю историю. Считается, что его название происходит от славянского слова «тур», дикого предка коровы, который здесь был повсеместно распространен. Эти места еще называют «кровавыми землями», поскольку здесь случились самые страшные преступления Европы ХХ века, включая ранние нацистские погромы, в одном только Турове фашисты убили 500 евреев. Сейчас это городок с населением в три тысячи человек, со стареющими жителями и отсутствием перспектив для молодежи. Как и большинство городов Беларуси, он сохраняет статуи Ленина и улицы, связанные с его именем, увешанные советскими лозунгами. Также это самое важное для перелетных птиц место в Европе, и сразу за городом находится 144 гектара лугов, о которых заботится «АПБ — жизнь птиц — Беларусь».
Зимой они выглядят как ничем не примечательное поле, на котором пасется скот. Основными приметами жизни здесь являются стаи бродячих собак. Волонтеры регулярно стригут кустарники, поскольку гнездящиеся птицы любят низкую траву, позволяющую им вовремя заметить опасность.
Весной травянистые земли оживают, и их заливает Припять. Стаи находящихся под угрозой птиц, таких как малые белогрудые гуси и чернохвостые веретенники слетаются сюда. Более 30 видов птиц гнездится в лугах Турова, включая полмиллиона турухтанов, у которых необычный способ ухаживания- некоторые самцы притворяются самками, чтобы облегчить себе поиск партнерши. Здесь самая большая в мире плотность гнездования северного чибиса и красноногого кулика. Жители Турова ежегодно проводят фестиваль в честь весеннего прилета птиц, и, по словам Винчевского, к региону проявляют интерес любители птиц со всего мира.
В четырех часах езды вниз по течению находятся 190 тысяч гектаров Припятского национального парка, расположенного между реками Припять, Ствига и Уборть. Сюда прилетает 256 видов птиц, и здесь же находятся уникальные для Восточной Европы дубовые леса на аллювиальных почвах. Весеннее половодье приносит в лес множество питательных веществ, что делает их особенно плодородными. Зимой в лесах тихо, но по следам на снегу видно, что они являются домом для зайцев, кабанов и оленей. Здесь абсолютно тихо, не считая чириканья чижиков в ветвях.
Доктор Хелен Байрон, координатор кампании "Сохраним Полесье» в ФЗО, поясняет, что весной Припять разливается тем же способом, что и Амазонка. " - Реки, протоки и болота здесь абсолютно аналогичны Амазонии. Их размер и важность как места сбора множества перелетных птиц почти неизвестны. В Европе больше нет таких мест, где животный мир имеет столько пространства, а благодаря «железному занавесу», люди просто не знали о них", — говорит она.
Изменение климата уже оказало влияние на разливы, и сделало Полесье очень хрупкой экосистемой. В период с 1955 по 1965 река разливалась в первую неделю марта, сейчас этот срок сдвинулся на 16 дней раньше. Рыба стала нереститься на 5-6 дней раньше. Стали более частыми зимние разливы, а число весенних уменьшилось, что привело к осушению больших площадей пойменных лугов, болот, стариц, влажных дубовых и ольховых лесов.
Обычно в январе здесь все замерзшее, но последний раз январский снег выпадал в 2014 году, говорит Василь Блоцкий. Он вместе со своей женой Анастасией, главой отделения «АПБ — жизнь птиц — Беларусь» в Житкавичах, живет в деревне Верасница. Для Василя река — чудесное место, куда он ходит рыбачить вместе со своими двумя детьми, однажды они поймали двухметрового сома. Он показывает отметки на сваях, которые говорят, что уровень реки более чем на 2 метра ниже, чем должен быть в это время года.
Сегодня в течение 15 минут он поймал на ужин небольшого окуня, леща и плотву. Пока потрошит рыбу, передает шоколад и сырое сало, неподалеку ухает филин. " - Я боюсь, что мои дети уже не смогут этим наслаждаться, — говорит Василь. Красота этого места в его незагаженности, будет ужасно, если сюда придет Е40 и мы потеряем эту реку, превратив ее в просто канал для судов".
В дополнение к значимости этих мест для Полесья, со своими 2 000 кв. км торфяников, они также являются крупнейшими поглотителями углерода. Согласно данным ФЗО, если 50% торфяников Полесья превратится в лес, а другие 50% в пастбища, то в атмосферу попадет количество углекислоты, эквивалентное ежегодному выхлопу двух миллионов автомобилей дополнительно к тем, что сейчас ездят по дорогам Великобритании.
Средне-Припятский заповедник занимает 120 км реки и изначально спроектирован, чтобы защитить самую большую речную пойму Европы. Только на этом участке зарегистрировано 182 вида птиц, многие из которых стремительно теряют ареал обитания в других местах планеты.
Один из городов на территории заповедника, Туров, имеет тысячелетнюю историю. Считается, что его название происходит от славянского слова «тур», дикого предка коровы, который здесь был повсеместно распространен. Эти места еще называют «кровавыми землями», поскольку здесь случились самые страшные преступления Европы ХХ века, включая ранние нацистские погромы, в одном только Турове фашисты убили 500 евреев. Сейчас это городок с населением в три тысячи человек, со стареющими жителями и отсутствием перспектив для молодежи. Как и большинство городов Беларуси, он сохраняет статуи Ленина и улицы, связанные с его именем, увешанные советскими лозунгами. Также это самое важное для перелетных птиц место в Европе, и сразу за городом находится 144 гектара лугов, о которых заботится «АПБ — жизнь птиц — Беларусь».
Зимой они выглядят как ничем не примечательное поле, на котором пасется скот. Основными приметами жизни здесь являются стаи бродячих собак. Волонтеры регулярно стригут кустарники, поскольку гнездящиеся птицы любят низкую траву, позволяющую им вовремя заметить опасность.
Весной травянистые земли оживают, и их заливает Припять. Стаи находящихся под угрозой птиц, таких как малые белогрудые гуси и чернохвостые веретенники слетаются сюда. Более 30 видов птиц гнездится в лугах Турова, включая полмиллиона турухтанов, у которых необычный способ ухаживания- некоторые самцы притворяются самками, чтобы облегчить себе поиск партнерши. Здесь самая большая в мире плотность гнездования северного чибиса и красноногого кулика. Жители Турова ежегодно проводят фестиваль в честь весеннего прилета птиц, и, по словам Винчевского, к региону проявляют интерес любители птиц со всего мира.
В четырех часах езды вниз по течению находятся 190 тысяч гектаров Припятского национального парка, расположенного между реками Припять, Ствига и Уборть. Сюда прилетает 256 видов птиц, и здесь же находятся уникальные для Восточной Европы дубовые леса на аллювиальных почвах. Весеннее половодье приносит в лес множество питательных веществ, что делает их особенно плодородными. Зимой в лесах тихо, но по следам на снегу видно, что они являются домом для зайцев, кабанов и оленей. Здесь абсолютно тихо, не считая чириканья чижиков в ветвях.
Доктор Хелен Байрон, координатор кампании "Сохраним Полесье» в ФЗО, поясняет, что весной Припять разливается тем же способом, что и Амазонка. " - Реки, протоки и болота здесь абсолютно аналогичны Амазонии. Их размер и важность как места сбора множества перелетных птиц почти неизвестны. В Европе больше нет таких мест, где животный мир имеет столько пространства, а благодаря «железному занавесу», люди просто не знали о них", — говорит она.
Изменение климата уже оказало влияние на разливы, и сделало Полесье очень хрупкой экосистемой. В период с 1955 по 1965 река разливалась в первую неделю марта, сейчас этот срок сдвинулся на 16 дней раньше. Рыба стала нереститься на 5-6 дней раньше. Стали более частыми зимние разливы, а число весенних уменьшилось, что привело к осушению больших площадей пойменных лугов, болот, стариц, влажных дубовых и ольховых лесов.
Обычно в январе здесь все замерзшее, но последний раз январский снег выпадал в 2014 году, говорит Василь Блоцкий. Он вместе со своей женой Анастасией, главой отделения «АПБ — жизнь птиц — Беларусь» в Житкавичах, живет в деревне Верасница. Для Василя река — чудесное место, куда он ходит рыбачить вместе со своими двумя детьми, однажды они поймали двухметрового сома. Он показывает отметки на сваях, которые говорят, что уровень реки более чем на 2 метра ниже, чем должен быть в это время года.
Сегодня в течение 15 минут он поймал на ужин небольшого окуня, леща и плотву. Пока потрошит рыбу, передает шоколад и сырое сало, неподалеку ухает филин. " - Я боюсь, что мои дети уже не смогут этим наслаждаться, — говорит Василь. Красота этого места в его незагаженности, будет ужасно, если сюда придет Е40 и мы потеряем эту реку, превратив ее в просто канал для судов".
В дополнение к значимости этих мест для Полесья, со своими 2 000 кв. км торфяников, они также являются крупнейшими поглотителями углерода. Согласно данным ФЗО, если 50% торфяников Полесья превратится в лес, а другие 50% в пастбища, то в атмосферу попадет количество углекислоты, эквивалентное ежегодному выхлопу двух миллионов автомобилей дополнительно к тем, что сейчас ездят по дорогам Великобритании.
Эффекты радиации
Ниже по течению Припять скользит вдоль берегов Чернобыльской зоны отчуждения. Несмотря на то, что здесь произошла «худшая ядерная катастрофа в истории», официально считается, что во время неё погибло 54 человека. Исследователи же считают, что в реальности эта цифра равна 200 000 человек. Количество выпавших за пределами зоны отчуждения радиоактивных осадков точно не было подсчитано, и тысячи смертей просто не расследовались.
Полесье испытало пик онкологических заболеваний и врожденных заболеваний сразу после катастрофы — «белорусское ожерелье», так называют горизонтальный шрам после операций по удалению рака щитовидной железы. Больше всего воздействию радиации подверглись бедные жители, потому что питались местными продуктами — ягодами, грибами и молоком, которые накапливали в себе радиоактивные элементы.
Тем не менее, для большинства жизнь продолжается в нормальном русле. " - Из-за того, что радиация невидима, никто сильно не испугался. Я пошел на первомайскую демонстрацию после взрыва, и даже не подозревал, что случилось. У нас было очень мало информации, лишь небольшие репортажи на ТВ", — говорит 65-летний Сярхей Стасенок. Отставной милиционер он живет вместе со своей 64-летней сестрой Татьяной в деревне Калиничи, сразу на границе зоны отчуждения.
«- Когда случился Чернобыль, я был доволен, еще лучше, если бы это произошло лет на 10-20 раньше. Все была загрязнено после взрыва, но и в деревню стали вкладывать деньги, начали строить дорогу, водопровод. Мы построили новые заборы, в целом к нам пришли хорошие инвестиции». Перед домом Стасенка стоит бюст Ленина. Внутри дома подоконники накрыты салфетками, стоит старомодный дисковый телефон. Водопровода в деревне нет до сих пор.
До Чернобыля в Калиничах жило 100 человек, сейчас — 10. «- Спустя несколько лет после катастрофы люди начали умирать. Мы не знаем, убила ли их радиация, потому что докторам запретили ставить официальные онкологические диагнозы в свидетельствах о смерти», — говорит он. Когда кто-то умирает, его дом сносят, чтобы больше никто там не селился.
Стасенок слышал о планах по строительству Е40, но ничего об этом не знает. «- Я верю только в то, что я могу увидеть», — поясняет он. Вниз от дома Стасенка расположена деревня Смолегов, которая получила такую дозу радиации, что дома в ней оборачивали пластиком и захоранивали целиком. В деревне осталась только одна дорога от центра к закрытому кладбищу, бывшим жителям запрещено возвращаться даже в гробах.
Советские эксперты все время утверждали, что нет необходимости дальнейшего исследования воздействия радиации, но иностранные специалисты продолжают настаивать, что нам мало что еще известно об этом. Профессор университета Южной Алабамы Владимир Вертелецкий изучает врожденные заболевания детей в Северном Полесье с 2000 года. «- Самое важное — изучить реку. Без этого мы ничего не узнаем. Дноуглубление перемешает все нуклеотиды, которые десятилетиями оседали на дне. Радиация — это не только из воздуха, дождей и ветра, но также и из реки и ила», — говорит он.
Кейт Браун, специалист ядерной истории в Массачусетском технологическом институте и автор «Инструкция по выживанию: чернобыльский гид для будущего» описывает Полесье как «слоеный токсичный ландшафт». Она согласна с тем, что вероятность нахождения на дне реки очень сильно радиоактивных элементов высокая. «„Отчасти причина того, что радиоактивность в этом регионе не прекращается, заключается в том, что это затопленная и заболоченная местность. В прошлом это была прекрасная экосистема, поскольку она удобрялась во время половодья. "Сейчас же талые воды только добавляют почве радиоактивности“, — говорит она.
Браун добавляет, что "- Зона отчуждения должна оставаться зоной отчуждения, как и изначально планировалось. Мы слишком нетерпеливы, есть много долгоживущих загрязнителей, и мы хотим, чтобы все они разложились в свое биологическое время".
Полесье испытало пик онкологических заболеваний и врожденных заболеваний сразу после катастрофы — «белорусское ожерелье», так называют горизонтальный шрам после операций по удалению рака щитовидной железы. Больше всего воздействию радиации подверглись бедные жители, потому что питались местными продуктами — ягодами, грибами и молоком, которые накапливали в себе радиоактивные элементы.
Тем не менее, для большинства жизнь продолжается в нормальном русле. " - Из-за того, что радиация невидима, никто сильно не испугался. Я пошел на первомайскую демонстрацию после взрыва, и даже не подозревал, что случилось. У нас было очень мало информации, лишь небольшие репортажи на ТВ", — говорит 65-летний Сярхей Стасенок. Отставной милиционер он живет вместе со своей 64-летней сестрой Татьяной в деревне Калиничи, сразу на границе зоны отчуждения.
«- Когда случился Чернобыль, я был доволен, еще лучше, если бы это произошло лет на 10-20 раньше. Все была загрязнено после взрыва, но и в деревню стали вкладывать деньги, начали строить дорогу, водопровод. Мы построили новые заборы, в целом к нам пришли хорошие инвестиции». Перед домом Стасенка стоит бюст Ленина. Внутри дома подоконники накрыты салфетками, стоит старомодный дисковый телефон. Водопровода в деревне нет до сих пор.
До Чернобыля в Калиничах жило 100 человек, сейчас — 10. «- Спустя несколько лет после катастрофы люди начали умирать. Мы не знаем, убила ли их радиация, потому что докторам запретили ставить официальные онкологические диагнозы в свидетельствах о смерти», — говорит он. Когда кто-то умирает, его дом сносят, чтобы больше никто там не селился.
Стасенок слышал о планах по строительству Е40, но ничего об этом не знает. «- Я верю только в то, что я могу увидеть», — поясняет он. Вниз от дома Стасенка расположена деревня Смолегов, которая получила такую дозу радиации, что дома в ней оборачивали пластиком и захоранивали целиком. В деревне осталась только одна дорога от центра к закрытому кладбищу, бывшим жителям запрещено возвращаться даже в гробах.
Советские эксперты все время утверждали, что нет необходимости дальнейшего исследования воздействия радиации, но иностранные специалисты продолжают настаивать, что нам мало что еще известно об этом. Профессор университета Южной Алабамы Владимир Вертелецкий изучает врожденные заболевания детей в Северном Полесье с 2000 года. «- Самое важное — изучить реку. Без этого мы ничего не узнаем. Дноуглубление перемешает все нуклеотиды, которые десятилетиями оседали на дне. Радиация — это не только из воздуха, дождей и ветра, но также и из реки и ила», — говорит он.
Кейт Браун, специалист ядерной истории в Массачусетском технологическом институте и автор «Инструкция по выживанию: чернобыльский гид для будущего» описывает Полесье как «слоеный токсичный ландшафт». Она согласна с тем, что вероятность нахождения на дне реки очень сильно радиоактивных элементов высокая. «„Отчасти причина того, что радиоактивность в этом регионе не прекращается, заключается в том, что это затопленная и заболоченная местность. В прошлом это была прекрасная экосистема, поскольку она удобрялась во время половодья. "Сейчас же талые воды только добавляют почве радиоактивности“, — говорит она.
Браун добавляет, что "- Зона отчуждения должна оставаться зоной отчуждения, как и изначально планировалось. Мы слишком нетерпеливы, есть много долгоживущих загрязнителей, и мы хотим, чтобы все они разложились в свое биологическое время".
Что дальше?
Несмотря на эти опасения, обсуждения вокруг E40 ведутся с 2013 года и сейчас набирают обороты. Правительства Украины и Беларуси договорились начать дноуглубление Днепра и Припяти. В сентябре 2019 года на пресс-конференции в Минске президент Лукашенко сказал, днепровско-припятский канал, может стать важнейшей часть Е40, который немедленно даст Беларуси выход к Черному морю. В Киеве, тогда же, премьер-министр Гончарук сообщил, что проект абсолютно реален и его готовы реализовать. 10 млн гривен предусмотрено на работы по дноуглублению на участке Припяти длиной 64,5 км.
Официальные документы, предполагают, что правительство Польши также запросило инвестиции у Китая, в рамках его инициативы по строительству нового Шелкового пути, хотя и нет подтверждения, что деньги были выделены. Канал нанесет прямой ущерб более чем 70 заповедникам. В Польше он пройдёт через места, находящиеся по защитой европейских природоохранных законов. В ТЭО предполагается, что канал будет построен параллельно реке Буг, и это самая затратная часть проекта. Но подобные попытки сохранить природу на территории Украины и Беларуси не предусмотрены.
" - Для меня Е40 аналогичен советскому проекту поворота северных рек в азиатские пустыни: выгоден малой группе строителей и разработчиков и принесёт непоправимые разрушения природы Полесья. Несколько местных жителей получат работу на канале, но большинство пострадает от рукотворных изменений в экосистеме региона«, — говорит Александр Винчевский.
ЕС предоставил спонсорскую помощь в размере 500 000 евро на технико-экономическое обоснование 2015 г., но отказался от дальнейшего финансирования проекта из-за опасений, что в дальнейшем экономические, социальные и экологические издержки будут только расти. Матти Маасикас, глава делегации Евросоюза в Украине, в сентябре 2019 года опубликовал разгромный доклад, в котором говорится, что проект Е40 нарушает и украинские законы, и международные договоры.
Маасикас утверждает, что канал будет иметь разрушительные последствия для экосистем всех трех стран и в итоге приведет к критической утрате биоразнообразия. По его словам, с экономической точки зрения проект (сметная стоимость которого превышает 12 миллиардов евро) был «несостоятельным» и представлял серьезную угрозу вторичного радиоактивного загрязнения. Он также раскритиковал технико-экономическое обоснование за игнорирование проблемы изменения климата, что делает строительство новых водных путей «неоправданным и неэкономичным», особенно с учетом того, что глубина E40 должна быть не менее 2,5 метров на всем протяжении ее маршрута.
Без финансирования Евросоюза, Польша, Украина и Беларусь теперь ищут возможность строить канал на своих отдельных участках. Маасикас выразил обеспокоенность по поводу того, что фрагменты инфраструктуры E40 разрабатывались, «как если бы проект уже был одобрен всеми заинтересованными сторонами и поддержан общественностью». Когда защитники окружающей среды из «АПБ — жизнь птиц — Беларусь» запросили встречу с Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси для обсуждения экологических последствий Е40, заместитель министра Наталья Александрович сказала, что обсуждать нечего, потому что никаких решений принято не было.
Пжемыслав Дака, глава национального управления водным хозяйством Польши, говорит, что E40 будет разработкой «в защиту окружающей среды». " - Водный транспорт экологически безопасен, сокращает выбросы CO2 и других газов и твердых частиц в воздухе. Также снижается уровень шума, количество транспортных средств на дорогах и, следовательно, количество дорожно-транспортных происшествий «. Министры Украины и Беларуси отклонили запрос Guardian о комментарии.
Иван Щадранок, директор белорусского НКО по устойчивому развитию „Интеракция“, которая лоббировала Е40 в начале проекта, признал, что адекватного исследования экологических последствий проекта не проводилось. Однако он подчеркнул, что технико-экономическое обоснование показало, что влияние водного пути не будет таким драматичным, как думают некоторые другие экологические НКО. "- Как член трансграничной комиссии я всегда пытался привлечь экологов к созданию технико-экономического обоснования... Экологи против такого исследования, поскольку они считают его первым шагом к одобрению строительства E40. Так что ситуация довольно сложная", - говорит он.
Щадранок считает, что перед началом дноуглубительных работ на водном пути необходимо провести научные исследования, но уверен, что это маловероятно, и экологические проблемы будут по-прежнему игнорироваться. » - Без надежной и точной экологической оценки, у сторонников окружающей среды нет рычагов воздействия на тех, кто продвигает проект E40 сейчас«.
По его словам, проблема радиоактивного загрязнения считается «некоторыми экспертами довольно серьезной», но у него нет компетенции, чтобы комментировать этот вопрос.
Исследователи из ФЗО сейчас спешат помочь официальным лицам в Беларуси и Украине получить Полесью статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО на основании его биоразнообразия. Они считают, что этот регион также значим, как и национальные парки Йеллоустоун или Серенгети. " - Никто не заботился о защите Припяти, пока кто-то за пределами страны не сказал, что это важно", — говорит Винчевский, который вместе с ФЗО, борется за остановку проекта. " - Мы живем рядом с чем-то необыкновенным, даже не замечая этого. Полесье особенное, но мало кто знает об этом, и сейчас может быть уже поздно".
Официальные документы, предполагают, что правительство Польши также запросило инвестиции у Китая, в рамках его инициативы по строительству нового Шелкового пути, хотя и нет подтверждения, что деньги были выделены. Канал нанесет прямой ущерб более чем 70 заповедникам. В Польше он пройдёт через места, находящиеся по защитой европейских природоохранных законов. В ТЭО предполагается, что канал будет построен параллельно реке Буг, и это самая затратная часть проекта. Но подобные попытки сохранить природу на территории Украины и Беларуси не предусмотрены.
" - Для меня Е40 аналогичен советскому проекту поворота северных рек в азиатские пустыни: выгоден малой группе строителей и разработчиков и принесёт непоправимые разрушения природы Полесья. Несколько местных жителей получат работу на канале, но большинство пострадает от рукотворных изменений в экосистеме региона«, — говорит Александр Винчевский.
ЕС предоставил спонсорскую помощь в размере 500 000 евро на технико-экономическое обоснование 2015 г., но отказался от дальнейшего финансирования проекта из-за опасений, что в дальнейшем экономические, социальные и экологические издержки будут только расти. Матти Маасикас, глава делегации Евросоюза в Украине, в сентябре 2019 года опубликовал разгромный доклад, в котором говорится, что проект Е40 нарушает и украинские законы, и международные договоры.
Маасикас утверждает, что канал будет иметь разрушительные последствия для экосистем всех трех стран и в итоге приведет к критической утрате биоразнообразия. По его словам, с экономической точки зрения проект (сметная стоимость которого превышает 12 миллиардов евро) был «несостоятельным» и представлял серьезную угрозу вторичного радиоактивного загрязнения. Он также раскритиковал технико-экономическое обоснование за игнорирование проблемы изменения климата, что делает строительство новых водных путей «неоправданным и неэкономичным», особенно с учетом того, что глубина E40 должна быть не менее 2,5 метров на всем протяжении ее маршрута.
Без финансирования Евросоюза, Польша, Украина и Беларусь теперь ищут возможность строить канал на своих отдельных участках. Маасикас выразил обеспокоенность по поводу того, что фрагменты инфраструктуры E40 разрабатывались, «как если бы проект уже был одобрен всеми заинтересованными сторонами и поддержан общественностью». Когда защитники окружающей среды из «АПБ — жизнь птиц — Беларусь» запросили встречу с Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси для обсуждения экологических последствий Е40, заместитель министра Наталья Александрович сказала, что обсуждать нечего, потому что никаких решений принято не было.
Пжемыслав Дака, глава национального управления водным хозяйством Польши, говорит, что E40 будет разработкой «в защиту окружающей среды». " - Водный транспорт экологически безопасен, сокращает выбросы CO2 и других газов и твердых частиц в воздухе. Также снижается уровень шума, количество транспортных средств на дорогах и, следовательно, количество дорожно-транспортных происшествий «. Министры Украины и Беларуси отклонили запрос Guardian о комментарии.
Иван Щадранок, директор белорусского НКО по устойчивому развитию „Интеракция“, которая лоббировала Е40 в начале проекта, признал, что адекватного исследования экологических последствий проекта не проводилось. Однако он подчеркнул, что технико-экономическое обоснование показало, что влияние водного пути не будет таким драматичным, как думают некоторые другие экологические НКО. "- Как член трансграничной комиссии я всегда пытался привлечь экологов к созданию технико-экономического обоснования... Экологи против такого исследования, поскольку они считают его первым шагом к одобрению строительства E40. Так что ситуация довольно сложная", - говорит он.
Щадранок считает, что перед началом дноуглубительных работ на водном пути необходимо провести научные исследования, но уверен, что это маловероятно, и экологические проблемы будут по-прежнему игнорироваться. » - Без надежной и точной экологической оценки, у сторонников окружающей среды нет рычагов воздействия на тех, кто продвигает проект E40 сейчас«.
По его словам, проблема радиоактивного загрязнения считается «некоторыми экспертами довольно серьезной», но у него нет компетенции, чтобы комментировать этот вопрос.
Исследователи из ФЗО сейчас спешат помочь официальным лицам в Беларуси и Украине получить Полесью статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО на основании его биоразнообразия. Они считают, что этот регион также значим, как и национальные парки Йеллоустоун или Серенгети. " - Никто не заботился о защите Припяти, пока кто-то за пределами страны не сказал, что это важно", — говорит Винчевский, который вместе с ФЗО, борется за остановку проекта. " - Мы живем рядом с чем-то необыкновенным, даже не замечая этого. Полесье особенное, но мало кто знает об этом, и сейчас может быть уже поздно".